Уподобиться Фениксу: Как Хмельницкий аэропорт пытается восстать из руин и открыться небу

Уже несколько лет в области пытаются "реанимировать" аэропорт. Когда удастся его хотя бы частично запустить, сказать не берется никто. По самым оптимистическим прогнозам, старт может быть в 2021-м

Журналист региональной редакции Depo.Хмельницький
Уподобиться Фениксу: Как Хмельницкий аэр…

Третий год областная и городская власти пытаются "запустить" аэропорт. Начали с ликвидации вечных долгов, которые собирались чуть ли не десятилетиями. Хоть какой-то эффект от "попыток" начал вырисовываться три года назад. В начале 2016 года депутаты приняли областную программу деятельности коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий" с общей сметой 2,87 млн грн. Вся сумма денежных средств была направлена на ликвидацию задолженности, которая образовалась на 31 декабря 2015 года. Также была проведена инвентаризация земельного участка площадью 127 га и началось изготовление технического паспорта землеустройства на аэропорт.

Начиная с 2004-го на поддержку деятельности КП “Аэропорт Хмельницкий” было направлено лишь 1,38 млн грн. В основном средства использовали на те же погашения зарплатных долгов работникам предприятия. За 2013-2014 годы из областного бюджета "подбросили" на это 1,15 млн грн.

Весной 2016 года "Аэропорт Хмельницкий" не удалось "пристороить" к государственной целевой программе развития аэропортов. "Часть оборудования забрал житомирский аэропорт, который возобновил работу и получил разрешение на полеты. Остальное метеооборудование отдаем полтавскому аэропорту, – констатировала тогда "погибель" аэропорта экс-начальник Авиационной метеорологической станции Любовь Криворучко. – Почему так произошло? К примеру, житомиряне обратились к нам, поскольку хмельницкий аэродром простаивает и, соответственно, не задействуется метеооборудование". Вместе с тем, последнее как раз и давало аэропорту хоть какой-то шанс на мечту о новой жизни.

Но в том же 2016 году в облгосадминистрации приняли решение о создании координационного комитета по разработке и внедрению мероприятий по восстановлению и деятельности КП "Аэропорт-Хмельницкий". Уже тогда взлетная полоса была в таком состоянии, что ни один пилот не осмелился бы совершить посадку или взлет, хотя после последнего ремонта полосы не прошло и три года. А запланированная местными властями инвентаризация земельного участка выглядела, как поиск последнего гвоздя для крышки гроба – особенно после того, как аэродром лишился метеооборудования. В сентябре 2016 года из-за земельных скандалов становится понятным, что Хмельнитчине еще не скоро удастся увидеть аэропорт действующим. Прокуратура, областной совет взялись исправлять ошибки других государственных органов - РГА и Госгеокадастра, которые раздали почти девять гектаров земель аэропорта через суды. И здесь стоит сделать экскурс в более давнюю историю.

В июле 1995 года государственное предприятие "Аэропорт-Хмельницкий" получило 134,8 гектара земли для целевого назначения. С декабря 2002 года аэропорт сменил хозяина. Хмельницкий областной совет своим решением принял его в совместную собственность территориальных общин как целостный имущественный комплекс. В процессе всевозможных реорганизационных движений на территории аэродрома действовали три предприятия: ООО "Региональная авиакомпания "Универсал-Авиа", Львовское региональное структурное подразделение "Украэрорух" и ПАО "Хмельницкое авиапредприятие "Подолье-Авиа".

Через десять лет Хмельницкая областная рада приняла решение передать в концессию целостный имущественный комплекс коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий". В то время аэродром потерял только 60 "соток". Дальше, за 2011-2012 годы, руководство райгосадминистрации раздало 12 земельных участков общей площадью 8,47 га неизвестным лицам для ведения личного крестьянского хозяйства. Внимание к земельному разбазариванию привлекли сами областные избранники, когда в июне 2016 года обратились к силовым структурам края. После этого начали происходить очень активные процессы вокруг отчужденных участков аэропорта, ведь до сих пор не была упорядочена земельная документация.

В июле 2016-го областной совет совместно с облгосадминистрацией бросились разрабатывать проекты землеустройства трех земельных участков вокруг хмельницкого аэропорта. Основной – это 134,8 гектара для обслуживания зданий и сооружений аэропорта. Два других – фактически вспомогательные: 0,11 гектара для обслуживания здания метеорадиолокатора и 1,03 гектара для строительства очистных сооружений. Тогдашний исполняющий обязанности начальника управления Госгеокадастра в Хмельницком районе Сергей Варченко предполагал, что в процессе электронных сверок может так случиться, что общая площадь хмельницкого аэропорта уменьшится на несколько "соток". Он связывал это с устаревшими техническими средствами, которыми раньше пользовались геодезисты при вычислении площадей.

Уже в октябре 2016 года прокуратура и облсовет вернули "разбазаренные" земли хмельницкого аэропорта. Суды сразу признали недействительными некоторые документы по этому поводу. Один из них – на землю площадью 0,41 га, которая накладывается на границы хмельницкого аэропорта. Еще один – с такой же площадью, который предусматривал ведение личного крестьянского хозяйства. Кроме того, выяснилось, что почти двадцать лет до этого предприятию "Аэропорт-Хмельницкий" был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей площадью 134,8 га, которая расположена на территории Ружичанского и Россошанского сельских советов за пределами населенного пункта. Соответствующее право пользования вышеуказанным земельным участком или его частью не прерывалось. “Спорный земельный участок находится в пределах земельного участка, находящегося в постоянном пользовании КП "Аэропорт Хмельницкий", что подтверждается материалами технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель КП "Аэропорт-Хмельницкий", изготовленными ООО "Хмельницкое областное земельное агентство". Оценивая установленное, суд приходит к выводу, что требования прокурора (по возвращению в фактическое распоряжение, - ред) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению", – указано в решении.

На последней сессии облсовета в 2017 году депутаты поддержали Программу восстановления и развития коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий" на 2018 – 2022 годы. И уже в сентябре облсовет назначил на год нового директора для Хмельницкого аэропорта. "Программа является просто ориентиром, дорожной картой", – сказал перед голосованием председатель облсовета Михаил Задорожный. В конце концов, надеясь на инвестора, который "без Программы не придет", ее поддержали 50 депутатов из 69.

По предварительным расчетам в ценах 2017 года, на возобновление полетов в областном центре необходимо минимум 45 миллионов гривен. Чтобы привлечь такие деньги, в местной власти задумались над поиском частного инвестора. И хоть в Хмельницкой области создан координационный комитет по возобновлению деятельности главного аэропорта региона под руководством вице-спикера облсовета Неонилы Андрийчук, весомых результатов пока нет. Хотя члены рабочей группы, в которую вошли областные депутаты и чиновники, планировали создать пошаговый бизнес-план по спасению аэропорта.

Весной 2018 года на предприятии "Аэропорт Хмельницкий" все же удалось полностью погасить задолженность по зарплатам и уплатить налоги и сборы. Позже областной совет выделил еще 3,2 млн грн в рамках той же Программы.

Директор коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий" Валерий Сорока, который и по сей день занимает эту должность, говорит, что для начала приема малых воздушных судов до 61 тонны необходимо отремонтировать взлетно-посадочную полосу и начать сертификацию. Параллельно следует возродить пожарную службу, содержание которой будет съедать 700-800 тыс. грн ежегодно. Сорока заявлял в прошлом году, что имеет инвестиционные предложения от американского и китайского инвесторов. Один якобы хотел работать по государственно-частному партнерству, другой готов был открыть кредитную линию. Что пошло не так и почему ни один из них не зашел в область – неизвестно.

Тем временем, летом 2018 года состоялась презентация технико-экономического обоснования реконструкции аэродрома. Представил его руководитель проектов реконструкции Львовского, Донецкого, Харьковского аэропортов ООО "Инжиниринг и проектирование" Андрей Ганкевич. Он прокомментировал нынешнее состояние аэропорта, подробно остановился на предпроектных предложениях по реконструкции аэродрома в современный аэропорт. По его словам, реконструкция аэропорта Хмельницкий и превращение его в международный аэровокзал по пассажирским и грузовым перевозкам может занять, согласно расчетам, от трех (оптимальный сценарий реализации) до семи лет (длительный сценарий реализации).

Согласно данным презентации, концепция реконструкции хмельницкого аэропорта предусматривает создание объекта туристического интереса, который в сочетании с комплексом грузовых перевозок станет социально значимым объектом для Хмельнитчины. Полгода назад подняли вопрос по изготовлению проектно-сметной документации реконструкции аэропорта, ориентировочная стоимость которой достигла 15-20 млн гривен.

Заодно в августе 2018 года предприятию удалось заключить первую сделку по принятию малой авиации и стоянки трех самолетов АН-2. Как отметил председатель облгосадминистрации Вадим Лозовой, это важный шаг к восстановлению работы некогда успешного аэропорта, который обеспечивал даже международные перелеты. Поэтому остается надеяться, что он все же станет в обозримом будущем воздушными воротами края.

Год 2019 добавляет больше перспектив мечтам о возрождении аэропорта. В феврале в Министерстве инфраструктуры сообщили облгосадминистрации, что выполнение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий" на общую сумму 375 млн грн внесено отдельным пунктом в проект плана мероприятий на 2019-2021 годы по реализации Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года. Как отметили в Министерстве, в настоящее время проект плана находится на согласовании в Кабмине.

Тем временем хмельницкий аэропорт понемногу покупает оборудование, необходимое для возобновления полетов, реконструируют ангар и водопровод. К тому же, осенью во время последнего рабочего визита в Хмельницкую область президент Порошенко также пообещал поддержать восстановление аэропорта.

А вот на мартовском III Международном экономическом форуме "Инвестиционные возможности Хмельницкой области", Хмельницкая область подписала три Меморандума о сотрудничестве и партнерстве власти области и бизнеса. Первым подписали Меморандум с представителями национальных компаний "ТАВРИЯ-В", "Эпицентр К", "Новая Почта", которые заинтересованы в дальнейшем развитии своего бизнеса и территории края. Как отмечает советник главы администрации Василий Миракин, в процессе разработки Стратегии развития Хмельницкой области делали акцент на развитие логистики.

По данным мониторинговых исследований Всемирного банка, Украина занимает 3 место среди стран постсоветского пространства по логистическому потенциалу, а Хмельнитчина согласно этим данным является первой в Украине. То есть, именно развивая логистику можно достичь ощутимого экономического роста. По его словам, будущее развитие области за интермодальними логистическими хабами, которые являются объединением крупных логистических компаний и индустриальных парков. Так, интер – международный, модальный – с внутренней системой и хаб – это определенный узел. Фактически это понятие означает доставку продукции от двери до двери под одним центром управления. Предполагается, что Хмельницкий аэропорт будет ориентирован на авиационные грузовые перевозки и станет первым в Украине авиа-транспортно-логистическим узлом.

Другой документ - Меморандум о сотрудничестве и партнерстве с ассоциацией "Аэропорты Украины" гражданской авиации. Аэропорт, будет иметь по планам, функцию не только пассажирских, но и грузовых перевозок. Третий Меморандум подписали с общественной организацией "Международный трейд-клуб в Украине". Такое сотрудничество даст бизнесу области возможность предоставить свои предложения для привлечения инвестиций и передать их заинтересованным зарубежным инвесторам из не менее 40 стран.

Заработает ли за три, или семь лет полнокровно аэропорт до появления инвестора - говорить рано. А вот в ближайших и вполне реальных планах - запустить первые полеты малой авиации, школу авиаторов и стоянку для грузовиков.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme