Осталось недолго: Почему районные советы на Хмельнитчине канут в забвение

В области подходит процесс "покрытия" территорий ОТО. На очереди - изменение границ районов

Валентина Моисеенко
Реф-редактор региональной редакции Depo.Хмельницький
Осталось недолго: Почему районные советы…

Областные чиновники с экспертами начали собирать и обрабатывать предложения относительно административно-территориального устройства базового и районного уровня, как того требует реформа децентрализации.

Еще в конце 2018 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман презентовал Концепцию реформы местного самоуправления на 600 дней. Тогда он отметил, что реформа децентрализации является одной из самых успешных. "Но сейчас мы имеем сопротивление ее завершению. Наша задача – сформировать в Украине карту самодостаточных, успешных общин", - сказал Гройсман. Как результат - в 2020 году в Украине должно насчитываться 24 области, 100 районов и 1600-1800 территориальных общин.

По его словам, соответствующая концепция предусматривает внедрение модели административно-территориального устройства районного уровня в соответствии с европейскими критериями. "Главная задача сейчас - завершить формирование крепких, успешных общин. Далее - сформировать новые способные районы, около 100. Потом передача полномочий и разграничение власти на местах", - подчеркнул глава правительства.

Первоочередной задачей нового этапа децентрализации является завершение формирования способных общин, ведь местные выборы в 2020 году должны состояться на новой административно-территориальной основе. А это значит, что будут созданы полноценные общины и на всей территории Хмельницкой области. Если запустится закон об основах административно-территориального устройства, то будут утверждены новые районы в Хмельницкой области. Сейчас рассматриваются три – Каменец-Подольский, Хмельницкий и Шепетовский районы. Сегодня в области 20 районов. Планируется же следущее:
- один район не менее 150 тысяч населения (без верхней границы),
центр района не менее 30 км от областного центра,
центр района не менее 50 тысяч населения,
- зона доступности не менее 60 км дорог с твердым покрытием,
- границы районов устанавливаются по внешним границам ОТО,
- границы районов совпадают с границами госпитальных округов, но для сети лечебных учреждений округа не важно, где именно центр района.

Теоретически такая структура должна заработать уже с 1 января 2021 года. Новые районы станут административно-территориальными единицами, где будут расположены территориальные органы исполнительной власти – управление Нацполиции, социальной защиты, ГСЧС, фискальной службы. По мнению директора Института развития территорий Юрия Ганущака, скорее всего, районных советов в 2020 году вообще не будет. Как раз укрупнение районов является вторым шагом реформы местного самоуправления, который должен стать ее логическим продолжением. "Однако, это шаг очень сложный и неоднозначный для большинства жителей области, поскольку уже не первый год на разных уровнях обсуждается вопрос оптимального количества районов, где будут административные центры, как будет осуществляться руководство," - говорит Ганущак.

По мнению же председателя ОГА Вадима Лозового, для реализации этих шагов нужно создать эффективную ресурсную базу, привести службу в соответствие с современными стандартами, внедрить единую государственную политику надзора и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. "Мы попробуем изменить мышление и подход к восприятию реформы. Очень важно, чтобы сегодня все структурные подразделения высказались, как нужно оптимизировать службы, чтобы качество услуг становилось лучше. Чтобы те, у кого есть финансовый ресурс, не создавали рабочие места в административном штате, а создавали их там, где будет развитие и поступления в бюджет", - отмечает председатель Хмельницкого облсовета Михаил Загородный.

В Верховной Раде Украины на рассмотрении находится проект Закона Украины “Об административно-территориальном устройстве Украины”, в котором предусмотрен порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц, названий населенных пунктов и отнесение их к определенным категориям. Новые районы будут формироваться по границам вновь образованных обществ на базе крупных городов. Есть определенные критерии относительно их формирования. В частности, это самое меньшее 150 тысяч жителей, достаточное количество административных помещений, чтобы разместить соответствующие органы.

"Мы предполагаем, что в этих районах будут работать райгосадминистрации. Они должны быть выведены из под управления президента и подчиняться правительству. Такие изменения в Конституцию подготовлены и, думаю, будут приняты", - прогнозирует Юрий Ганущак. Он же и анонсировал ключевые изменения, которые прописаны в законе. По его словам, районы станут “уездами”, выборы в районные советы отменят, будет значительно сокращен перечень функций областных советов и администраций. Предполагается, что будут совпадать параметры района и госпитального округа, а доступность жителей к необходимым услугам будут обеспечивать служащие, выезжая на места.

В области состоялось и заседание круглого стола на тему ”Изменения в административно-территориальном устройстве, изменение границ районов". Участники живо обсуждали озвученные законодательные изменения, поскольку в соответствии с планом мероприятий по реализации нового этапа реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2019-2021 годы облгосадминистрациям поручено уже до 1 июня текущего года разработать предложения относительно административно-территориального устройства базового и районного уровней областей.

На днях директор Института гражданского общества, эксперт Центрального офиса реформ при Минрегионе Анатолий Ткачук говорил о том, что центром новообразованного района должен быть город, который является доминирующим по отношению к другим, чтобы "ни у кого не возникало сомнений, что это столица". "Чтобы понять, сколько в Хмельницкой области должно быть районов, достаточно просто посмотреть на карту. Здесь есть три доминирующих центра – Каменец-Подольский, Хмельницкий и Шепетовка. Других центров нет. Можно пытаться разными схемами, лоббизмом изменить их количество, но это будет схема, которая не будет жизнеспособной и через некоторое время ее придется "открутить" назад", – объясняет Анатолий Ткачук.

И еще один нюанс: нет объединения районов, а существует создание новых. "Районы – это государственный уровень управления. Не является, к примеру, Шепетовский район районом, к которому присоединятся другие. Может быть город Шепетовка как центр нового большого района", – отмечает эксперт. Он также напомнил, что при любой конфигурации районов населенные пункты не теряют свой статус: если сейчас город, то после создания нового района он так и останется городом.

По словам консультанта по юридическим вопросам проекта "Пульс" при Хмельницком РО АГУ Дмитрия Василенко, в случае принятия всех необходимых решений переформатированные районы дадут возможность избежать огромного количества административных расходов на содержание 20 райсоветов и аппаратов администраций, а также сформировать систему более эффективного предоставления различных услуг гражданам.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme