Вытынанка: Искусство, живущее на пересечении существующего и отсутствующего

Подольская художница Оксана Мазур оживила древнее декоративно-прикладное искусство, добавив современное мышление и невероятное масштабирование

Валентина Моисеенко
Реф-редактор региональной редакции Depo.Хмельницький
Вытынанка: Искусство, живущее на пересеч…

В украинских домах вытынанка была и есть традиционным оформлением дома на Рождество. Их вешали как занавески на окна – и в зимнюю пору, когда рано темнеет, - происходила феерическая игра света и теней. Вытынанки появились на территории Украины в отделке сельских домов в середине XIX века. Бумагу складывали в несколько раз: от двух до восьми. Это был дешевый и простой способ украсить жилье к праздникам. Да и все они имели абсолютную симметрию.

"В ней все равно участвует и та часть, которой нет - вырезанная, и та часть, которая остается, бумага. То есть, это – такое пересечение двух миров, двух пространств: внешнего, которое является средой, и самой плоскости бумаги, - говорит Оксана. - Здесь, как в песне, которая звучит вживую и акапельно: невозможно переделать, переписать, доклеить. Здесь – как спел, так и прозвучало – все."

Выросши в семье художников, с детства знакома с техникой вытынанки, однако всерьез занялась ею где-то около года назад. И традиционные мотивы в ее исполнении приобрели более маштабное звучание, изменив при том и колорит, и, частично, технику. Оксанины песни-вытынанки имеют огромные размеры – порой более трех метров. Отдельные произведения делала на протяжении двух недель в режиме нон-стоп – только с небольшими промежутками на сон.

"Сначала на бумаге рождается под карандашом эскиз - какие-то общие пятна, общая композиция, а потом уже идет именно вырезание, и бумага, материал – он диктует свою пластику. И порой сначала то, что задумывалось на эскизе, оно в зависимости от размера и самого материала, изменяется, трансформируется, начинает вырастать как-то само по себе, уже отстраненно от автора. Образы все, это – мысли, это – люди, характеры. Каждый из них имеет свое настроение, свои эмоции, свой характер."

На вытынанках художницы, в основном, появляются современные сюжетные линии, переплетенные с давними традициями. Полотна содержат изображения людей, и в основном пестрят птицами, рыбами, цветами, узорами-символами. Хрупкость и какая-то невероятная подлинность всего завораживают до немоты, захватывает дух и действительно затягивает душу в невероятно шаткий мир искусства.

Удивила художница и хмельницких музейщиков – подарив необычную вырезанную композицию. Ведь в нашей стране в аналогичной технике работает только пара-тройка мастеров. Да и традиционного складывания и симметрии больше нет.

"Наша коллекция пополнилась полиптихом Оксаны Мазур, это работа – у яблони, которую она специально сделала для нашей экспозиции "Вдохновленные Бойчуком", - говорит директор Хмельницкого областного художественного музея Ольга Долинская. - В мае мы хотим пригласить мастериц из Украины, которые занимаются вытынанками, и устроить большую масштабную выставку вытынанок. Кстати, в нашей коллекции есть пара десятков вытынанок Людмилы Мазур, но все они значительно меньше по размерам."

По словам искусствоведа Елены Михайловской, это масштабирование традиционного, изменения композиций, даже какие-то фракталы компьютерного искусства, из виртуальных каких-то вещей, - все это есть в современной вытынанке.

Мастерица мечтает про другой мир – более широкий для современной вытынанки. Оксана хочет "переселить" свои будущие произведения из интерьеров в более свободное пространство. Хочет изменить материал и оформлять уже культурное пространство парков или скверов. Скомпоновать берется технологии, техники, материалы, жанры. А еще мечтает в своем мировоззрении оформить музей родителей-художников – Людмилы и Николая Мазуров, который должен быть в музее истории и культуры Хмельницкого.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme