Страшилка для кондукторов Хмельницкого: В городе ввели электронный билет

С сегодняшнего дня в троллейбусах заработала система оплаты проезда при помощи QR-кода. И это лишь первое нововведение

Валентина Моисеенко
Реф-редактор региональной редакции Depo.Хмельницький
Страшилка для кондукторов Хмельницкого:…

С сегодняшнего дня в Хмельницких троллейбусах можно ездить без наличных. Правда только тем, у кого есть смартфон и банковское мобильное приложение. В городе заработала услуга, так называемого, электронного билета, благодаря которой можно осуществить оплату проезда при помощи QR-кода. А через пару недель - будет ввведено очередное нововведение.

Тестировали в Хмельницком работу QR-кода несколько недель и испытали его около сотни горожан. Однако более всего переполошились кондукторы. С одной стороны переживали, что их работа станет ненужной и они потеряют заработок, с другой - использование смартфонов для большинства работников, так как они достаточно пожилые люди, тоже не достаточно непонятно.

"А вот талончики лучше идут. Необходимо каждого дернуть за ручку, чтоб оплатили за проезд," - говорят кондукторы и жутко переживают что же будет дальше.

Чтобы они не слишком переживали, в "Электротрансе" организовали мастер-классы для кондукторов.

По словам заместителя директора ХКМ "Электротранс" Оксаны Вовк, кондукторы не знали что это такое и не понимали, почему они должны смотреть в чужой телефон, или брать его в руки – вот это их больше всего беспокоит.

Чтобы и горожане тоже поняли, что можно со смартфоном и без наличных денег, ехать в троллейбусе, - провели в местном отделении электротранса громкую презентацию. Собрали всех представителей СМИ, чтобы они распространили информацию. Пригласили и мэра.

"Сегодня был тестовый режим, то есть кто-то мог проплатить, у кого не проходил платеж, где-то кондуктор записывал в тетрадь то, что кондутор не понимал... После длительных выходных мы решили презентовать и показать, что сегодня мы запускаем," - радостно известил глава города Александр Симчишин.

Сам он общественным транспортом практически не пользуется, а вот своему старшему сыну, пообещал, посоветовать и научить пользоваться э-билетом.

Безналичной оплатой пользоваться могут лишь клиенты "Приватбанка". У таких пассажиров должен быть смартфон с мобильным приложением, интернет связью и минимум 2,5 гривнами на счету. Далее следует отсканировать QR-код, изображенный на специальных стикерах, которые наклеены в троллейбусах, "прокомпостировать" билет в смартфоне.

Так работает простейший вид электронного билета.

Демонстрировал работу приложения заместитель начальника депо по эксплуатации троллейбусов Олег Костинецкий.

На экране смартфона билет показывает время, дату, номер троллейбуса, стоимость билета.

"У кого нет своего интернета соединения могут подключиться к вайфай – он без пароля, отсканировать QR-код и дать его кондуктору, - говорит Костинецький. - Как только пассажир покидает транспорт билет исчезает."

В банке также обещают не предоставлять полной информации "Электротрансу" в отношении тех пассажиров, которые платили за проезд через "Приват24".

"Ни одной фамилии или номера банковской карты клиентов, которые будут пользоваться такой услугой, мы не будем передавать", - уверяет директор Юго-Западного регионального управления Приватбанка Юрий Браницкий.

Банкир также добавил, что специалисты Приватбанка разработали механизм использования мобильного приложения "Приват24" для клиентов других финансовых учреждений.

Хотя вся процедура такой "покупки" билета в идеале должна занимать от 20 до 40 секунд, городской глава впервые, пытаясь купить электронный билет, потратил на это минуты две. Но, говорят, это - дело привычки.

В Хмельницком лишь около четверти всех троллейбусов оборудованы Wi-Fi. Это те, которые поновее. А в старые и не планируется устанавливать роутеры.

Также все троллейбусы ожидает еще одно нововведение уже через три недели - так называемые, валидаторы. Устройства, которые по своей сути являются маленькими кассовыми аппаратами. Пассажир дает деньги кондуктору, а тот через валидатор - билет. Эти шаги направлены на переход к электронным билетам.

"Планируется введение электронных карт для пассажиров, как электронные проездные, электронные кошельки. После этого значительная часть платежей перейдет в безналичную форму. Одна из задач данной системы - увеличить контроль за денежными потоками, увеличить выручку "Электротранса". И еще один нюанс, при внедрении карточек жителя Хмельницкого, если будут электронные карты у пенсионеров и других льготных категорий, то будут поступать точные данные о том, сколько льготников проехало и так далее," - утверждает представитель ООО "Интеллектуальные системы контроля" Александр Мамайсур.

Традиционный талончик понемногу должен исчезать, но кондукторов, как таковых, сокращать не собираются. Он будет и "носителем" валидатора, и "моральным" стимулом к оплате.

Сами устройства закупили еще в прошлом году, потратив почти миллион бюджетных гривен.

"На сегодняшний день у нас есть возможность поставить валидаторы на 85 троллейбусов, это - 170 кондукторов, потому что каждый валидатор будет "работать" в две смены", - рассказал директор Хмельницкого КП "Электротранс" Виктор Паламарчук.

На предприятии освоили эту нехитрую новинку, но чтобы ввести - ждут решения горисполкома. Власти уверяют - вопрос технический, и в первые дни июня валидаторы будут работать.

В целом же у новинки еще одна цель - увеличить спрос на проезд именно в экологически чистом транспорте.

Как говорит мэр Александр Симчишин, главная цель - популяризация электротранспорта у молодежи.

"Мы прекрасно понимаем, что главный пассажир троллейбуса - это возрастная категория тех кому за... Данным людям будет сложно пользоваться услугой, однако мы хотим таким способом в первую очередь популяризировать самый дешевый вид общественного транспорта среди молодежи", - резюмирует градоначальник.

К слову, Хмельницкий стал 10 городом в Украине, в котором введен в действие электронный билет в транспорте. Впервые он заработал в начале этого года во Львове. А 7 мая в Украине вступил в силу закон о введении электронного билета в городском пассажирском транспорте.

Напомним, в городе всерьез заговорили о воплощении транспортной реформы еще прошлой осенью.

Обещают маршрутки заменить крупногабаритными автобусами запустить новые троллейбусные маршруты.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme