Что ездило по дорогам Украины последние 70 лет (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Музей автопрома Украины вскоре должен открыть двери для любителей ретромашин в Хмельницком. Здесь профессионалы, любители и энтузиасты собрали все возможные марки и модели машин, мотоциклов и мопедов

Валентина Моисеенко
Реф-редактор региональной редакции Depo.Хмельницький
Что ездило по дорогам Украины последние…

Невероятную коллекцию автомобилей, мотоциклов и мотороллеров собрали в Хмельницком в одном музее. Правда, карантин отсрочил его открытие. Про экспозицию же можно говорить и сейчас, даже неотреставрированную, – так еще интереснее.

Музей будет двухэтажным: наверху будут демонстрировать двухколесных коней, а внизу – автомобили. По словам инициатора музея и председателя Хмельницкого горкомитета ОСОУ Владимира Ковальчука, в списке музейных автомобилей 64 автомобиля, также около 42 мотоциклов и восемь мопедов выпуска 30-, 40-, 50 годов.

Все экспонаты собирали активисты по всей территории Украины. Часть экземпляров покупали, какие-то меняли, а отдельные взяли на сохранение. За семь лет удалось собрать фактически все модели. Теперь машины ждет покраска, ремонт или обновление материальной части. Отдельные уже успели поставить "на колеса", - это пока 15-20%.

Но большинство из машин все еще напоминают груду металлолома, но это лишь для тех, кто не очень разбирается в ценности ретро.

Фактически каждая машина имеет свою историю, особенности и демонстрирует тот или иной этап не только развития автомобилестроения, но и особенности ситуации в стране.

К примеру, КГБешное авто таило в себе немало скрытых улучшенных элементов, начиная с более надежной подвески, большей проходимости и невероятной для советской эпохи мощности двигателя.

"Серийный ГАЗ ехал ну аж 140 км/ч, а этот мог развивать скорость до 220 км/час. Он выполнял специальные задачи, - говорит Владимир Ковальчук. – Аналогичных машин было в Союзе лишь пару десятков, а эта приехала из Львовщины. Выпускались они только на спецзаказ и фактически были засекречены."

Есть в коллекции машина производства ПНР – так называемая "Варшавянка" – фактически копия советской "Победы". Аналогичных марок авто уже не отыскать, как, впрочем, и самого завода. Теперь на его базе выпускают автомобили "Фиат".

А вот ЗАЗ-968 стал фактически последним, который можно назвать украинским, уже во времена распада СССР назывался "Луч". Выпускался он во Львове, достался хмельницким энтузиастам от запорожских друзей. На территории Советского Союза – Украины - выпустили лишь три экземпляра таких моделей.

"Это гибрид. По нему уже видно – фары от "Москвича", панель приборов – от ВАЗ-2101, дверная обшивка - от ВАЗ-2201, ручки – от ВАЗ-2101, двигатель – усиленного образца, кузов шел в универсале", - рассказывает один из авторов коллекции Владимир Ковальчук.

 

 

 

Есть в коллекции и несколько военных машин, в основном послевоенного периода. Отдельные уже отреставрированные, кое-какие еще ждут своего времени.

Стоимость реставрации каждого экземпляра будущей выставки даже не берутся оценивать. Ведь только, к примеру, покраска авто стоит минимум тысячу долларов – и это без учета самих расходных материалов. Поэтому по-максимуму стараются все, что можно, сделать собственными силами автолюбителей. К слову, таких здесь почти полторы сотни.

Отреставрировали уже и эту машину. Как рассказывает Владимир Ковальчук, это прототип "Опель-Капитана", который выпускался до войны Германией, потом - после войны - завод демонтировали и перевезли в Москву, и еще лет десять выпускался "Опель-Капитан", только под брендом "Москвич-401".

Распространение пандемии, как ни странно, но тоже сыграло свою роль и в жизни музея. Точнее – его открытии. Работы откладываются, поставки нужных деталей и механизмов тоже замедлились, и люди не могут работать из-за карантинных запретов. Вместе с тем открыть экспозицию все же планируют в этом году и надеются, что случится это уже осенью.

Кроме, скажем так, эстетического наслаждения для всех выставка принесет и практическую пользу: с машинами будут знакомиться будущие водители, которые проходят обучение в городском ОСОУ. Каждый наглядно сможет увидеть, как улучшались авто, что и как модернизировалось в них на протяжении последних десятилетий.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme