Несовпадение знаний: Почему на Хмельнитчине результаты ВНО и "годовая оценка" отличаются

В департаменте образования Хмельницкой ОГА "взвесили" оценки и баллы по украинскому языку, истории Украины и математике

Валентина Моисеенко
Реф-редактор региональной редакции Depo.Хмельницький
Несовпадение знаний: Почему на Хмельнитч…

На Хмельнитчине происходит как завышение, так и занижение оценок выпускников школ. А в отдельных случаях годовая оценка не только не соответствует тому уровню, на который ученики сдали ЕГЭ, но и "мигрирует" на один или два уровня. Причем наибольшее несоответствие годовой оценки и ГНА в форме ВНО прослеживается по математике и истории Украины.

В Хмельницкой облгосадминистрации сравнили результаты годового оценивания и независимого оценивания с учетом трех основных типов школ - городских/районных, сельских с полными классами (5 и более учеников) и сельских с обучением по индивидуальной форме (менее 5 учеников).

Так, анализ результатов выпускников районных/городских школ, к примеру, по украинскому языку показал незначительное расхождение. Начальный уровень знаний по результатам годового оценивания продемонстрировали 2,3% детей, а по результатам ГНА - 3%. На среднем уровне язык знают 22,5% (годовая оценка) или 27% (ГНА), на достаточном – 50,2% или 43%, а на высоком – 25% или 27%.

При этом наименьшее расхождение показателей прослеживается на начальном уровне - всего 0,3%. Наибольшее же расхождение прослеживается на достаточном (разница в 7%) и среднем уровнях. Высокий уровень показал даже рост показателя по ДПА на 2%.

Выпускники сельских школ по тому же украинскому языку демонстрируют рост расхождений в сравнении с результатами районных/городских школ: на начальном уровне знают предмет – 8,8% (по годовой оценке) или 15% (ГНА), на среднем – 40,8% или 48,3%, на достаточном – 38,3% или 29,8%, на высоком – 12,1% или 7,1%. При этом наименьшее расхождение прослеживается на высоком уровне, хотя и составляет она немало – около 5%.

В сельских школах с индивидуальной формой обучения, знания по украинскому языку значительно отличаются на всех уровнях. Выпускников, имеющих годовую оценку на начальном уровне, было 8,4%, а вот их количество по результатам ГНА возросло до 16,1%. Увеличено, согласно ГНА, и количество учащихся среднего уровня 54,2% против 43,9%. Противоположная ситуация – при оценивании лучших знаний: количество выпускников, имевших достаточный уровень по годовым оцениванием, составило 36,8%, а за ГНА она уменьшилась до 25,2%; на высоком уровне 11% за годовой оценкой "съехали" до 4,5% по итогам ДПА. Наиболее существенное расхождение прослеживается для знаний на высоком уровне – около 6,5%.

В целом четкая тенденция к росту уровня расхождения между годовой оценкой и результатом ГНА заметна в школах с разной наполняемостью. На начальном уровне она имеет склонность к увеличению: вдвое - в городских учебных заведениях, в 2-3 раза - в сельских, в 4 раза - в заведениях с малой наполненностью.

На высоком уровне знаний фиксируют уменьшение количества "отличных" выпускников: на 60% - для предметов история Украины и математика.

В департаменте образования ОГА выделили три главных причины низкого качества учебных достижений учащихся Хмельницкой области.

Мотивации маловато

Должностные лица указывают на отсутствие у учащихся стимула к обучению и получению глубоких знаний. Как следствие – пропуски учащимися учебных занятий, недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, необходимых для успешного обучения, а также немотивированный выбор предметов.

Учительские "пробелы"

Малоэффективное планирование деятельности учреждений образования приводит к перегрузке старшеклассников, нехватке времени для подготовки к ВНО, а также неправильным подходам по выбору профиля и организации профильного обучения.

Несовершенная сеть школ

Слабоэффективная сеть учреждений общего среднего образования III степени приводит к различным условиям подготовки выпускников городских и сельских (особенно с малой наполняемостью классов) школ и распылению средств. К тому же, неудовлетворительная материальная база и техническое обеспечение добавляют свой "минусовой" эффект образовательному процессу.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme