Гениальная и болезненная: В Хмельницком стартовал Международный проект "Идентификация"

Три известных украинских художника представили на холсте свое видение места человека в пространстве и времени

Валентина Моисеенко
Реф-редактор региональной редакции Depo.Хмельницький
Гениальная и болезненная: В Хмельницком…

Выставочный зал Хмельницкого областного художественного музея на этот раз собрал немало гостей, ведь Международный художественный проект "Идентификация" начал выставочный старт именно отсюда. Три талантливых творца, народные художники Украины, академики НАИУ - Любомир Медвидь из Львова, Анатолий Мельник из Киева и Михаил Туровский из Нью-Йорка, подарили миру трепетную экспрессию бытия человека.

Идентификация сама по себе является длительным и сложным процессом исследования и познания истины. Ситуация еще более усложняется в проекции на человеческое общество, или наоборот - человека на общество. Художники пытаются образно продемонстрировать зрителям ту идентификацию, которая заложена при рождении; определить самотождественность, заглянуть в глубину генетического или даже христианского менталитета. Ведь самый сложный путь – к идентификации самого себя, путь к истинной самости, внутреннему единству и гармонии с миром и собственным "я".

Именно этот процесс человеческой идентификации в пространстве и времени исследуют в своем творчестве участники проекта. При этом каждый делает это по-своему, под определенным углом, используя соответствующий ракурс, демонстрируя тем самым различные аспекты одного явления.

Толчком к антропософским художественным разведкам Любомира Медвидя, по его словам, стала в свое время известная евангельская притча о Блудном Сыне. Прорабатывая различные варианты и выполняя все новые интерпретации этого мотива, художник создал многоуровневую авторскую мифологию. Ее главный герой - Блудный Сын "воплощает определенную модель поведения, модель отношения к жизни, к миру, к самому себе, сформированную веками матрицу не только лица, но и эпохи".

"Каждый из нас понемногу является Блудным Сыном, и моя версия, хоть и невеселая, - если мы, как христиане, не вернемся к первозданным своим истокам, к вере, то нас ждет незавидное будущее. Я бы сказал: оно нас не ждет", - рассказывает про свои произведения, обобщая их глубинный смысл, Любомир Медвидь.

Оптимистичнее, хотя и не без скорби о самоидентификации украинцев, говорит идейный вдохновитель проекта Анатолий Мельник. Собственно, по его инициативе экспозиция открылась прежде всего в Хмельницком. В свое время, будучи тогда основателем ХОХМ, Анатолий Мельник создавал, как он говорит, оазис искусства на Подолье. Возможно, и где-то еще тогда (прибегает сам художник к игре слов, а не красок) были его попытки первой идентификации и по-дил. По-дил порывов одной души на красивое и полезное, по-дил народа на было и будет, на по-дил сознания и интуиции.

Творческие поиски Анатолия Мельника апеллируют к своего рода иконе украинства, легендарному персонажу национальной культуры - козаку Мамаю, который, по мнению исследователей, олицетворяет "выкристаллизированную веками думу народа о своей сущности". Именно с этой "точки отсчета" художник присматривается к его нынешним потомкам, так называемым "мамайчукам". Динамично-образные человеческие характеры и типы выкристаллизируют черты национального характера, довольно часто возникая в современных реалиях.

Возможно, самой светлой, правда, не на полотнах, а в жизни, является идентификация третьего художника проекта, эмигранта Михаила Туровского. Определенного шарма его визиту из Нью-Йорка в Хмельницкий добавил 82 День рождения, с которым художника поздравляли прямо во время выставки.

Он считает лично себя очень счастливым человеком, ведь, несмотря на своеобразное декаденство, сумел всю жизнь заниматься любимым делом. Длительное время он не имел от этого никакой прибыли, и - еще один подарок судьбы: жена, которая не дала себя потерять, забросить талант и призвание. Признание пришло впоследствии в Европе, и все свое творчество Художник посвящает Украине, так или иначе идентифицировав себя с ней, как единое целое.

Для Михаила Туровского постижение человеческой реальности происходит через тело человека: тело женщины, мужчины, ребенка, "через его жизнь и его страх перед прекращением жизни". Смертное и бессмертное причудливо переплетаются, ведут свой непрерывный, определяющий для драматургии образов, диалог. Ограничивая свои сюжеты до простейшего мотива, убирая "избыточную визуальную информацию, художник культивирует своего рода "минимализм в характеристике внешнего ради акцентирования на внутреннем. Не на бытовом, а на существенном. Обнажается главное: экзистенциальный аспект жизни".

По словам же директора музея Ольги Долинской, работники музея определили для себя главным - выставочную деятельность. "Идентификация" - это произведения всемирно известных художников, которые являются знаковыми фигурами в украинском искусстве.

"Художники на своих полотнах отнюдь не решают для зрителей проблему самоидентификации, не навязывают своими образами выводов, а просто помогают задуматься и отыскать для себя подсказки, - говорит Ольга Долинская. - Художники сами толком не завершили этот путь, интерпретируя каждый день на очередную картину или образ."

Более 120 работ, выполненных в разных техниках и стилях, размерах и цветах можно увидеть в течение следующих трех недель в трех залах музея. Стоит не только посмотреть, но и попытаться найти хотя бы частичку собственной идентификации, хотя здесь она - тревожно-болезненная, но, вместе с тем и правдивая.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme