Кто такой Петр Франко и почему его почитают авиаторы (ФОТО)

Потомок известного поэта стал легендой украинских Воздушных сил и врагом "советов"

Кто такой Петр Франко и почему его почит…

Петр Франко, сын великого поэта Ивана Франко - человек непростой судьбы.

Родился он 21 июня 1890 в Нагуевичах возле Дрогобыча. Закончил Львовскую политехнику. В 1911-1914 был учителем физического воспитания в филиале украинской Академической гимназии во Львове. Осенью 1911 организовывал в своей гимназии пластовые кружки и проводил с ними спортивно-военные занятия. В 1913 издал книгу "Пластовые игры и забавы".

С началом Первой Мировой войны 24-летний Петр Франко добровольно вступил в легион Украинских Сечевых Стрельцов, где окончил школу старшин пехоты в Винер-Нойштадте и в чине поручика командовал сотней. Как дипломированный инженер, в 1916 году он направляется в авиационную школу в Райльовац, возле Сараево, где получил квалификацию технического старшины, и впоследствии некоторое время служил в авиационной части на Итальянском фронте. После возвращения в Легион воевал под Каменцем-Подольским, Одессой, Черновцами и в районе Львова.

В 1918 году после создания Украинского государства в украинских этнографических землях Австро-Венгрии - ЗУНР, "Государственный секретариат военных дел" начал формирование подразделений военной авиации Украинской Галицкой армии, которая официально была основана распоряжением секретариата от 1 декабря того же года. Этим документом командантом "летного отдела", на которого возлагалось оперативное руководство авиацией, был назначен поручик Петр Франко, который находился на этой должности до 26 марта 1919 года.

Кроме того, создавался отдельный орган - референтура авиации, для решения преимущественно административных вопросов, которым также руководил Петр Франко на должности референта до 10 апреля 1919 года.

К середине декабря на аэродроме уже были боеспособны четыре разведчика типа "Бранденбург" серий 27 и 64, переданные Австрией, и три истребителя "Ньюпор" типов 21 и 24, оставленные еще российской армией и используемые Директорией до ее распада. Их обслуживала авиационная сотня в составе 14 старшин и 140 подстаршин и стрельцов.

Самолеты Украинской Галицкой армии получили опознавательные знаки - синие и желтые квадраты на нижней поверхности крыльев, а на борту фюзеляжа - желтый трезубец.

То, что самолеты были далеко не новыми, способствовало оригинальным решениям при их доведении до летного состояния.

Первые учебные вылеты осуществлялись еще в ноябре, а боевые велись с декабря 1918 г. Главной задачей авиации УГА была воздушная разведка, которая фактически стала единственным источником информации о местоположении и передвижении польских войск.

Петр Франко, несмотря на выполнение руководящих функций, летал как наблюдатель на разведывательном самолете. Квалификация летчика-наблюдателя требовала не только изучения летного дела, но и подробного знания структуры частей армий противника, их военной техники и полевой фортификации.

За работу по организации деятельности военной авиации, и собственное участие в боевых полетах 1 января 1919 года Франко получил звание сотника.

Галицкая авиация постоянно выполняла боевые задачи: бомбила позиции на Высоком замке, где стояли польские батареи, львовский вокзал, казармы, аэродром, электростанцию, радиостанцию и прочее. Кроме того, летчики осуществляли воздушную разведку (преимущественно в направлении Сокаля и Перемышля), прикрывали пехоту с воздуха (в частности, в районе Самбора), корректировали артиллерийскую стрельбу и перевозили особо важную корреспонденцию.

4 января 1919, проводя воздушную разведку на север от Львова на 2-местном "Альбатросе", Петр Франко был сбит вражеским самолетом. Он и его второй пилот, старший десятник Роман Кавута (Клатва), остались живы, но попали в плен к полякам, были интернированы в лагерь Домбье, где за золотой перстень Франко выменял у дежурного польский военный мундир и сбежал из лагеря.

Случай с Петром Франко и десятником Романом Кавутой на сегодняшний день единственный доказанный факт сбития польской стороной самолета УГА.

После бегства из плена командант "летного отдела" был полностью загружен организационной работой.

Государственный секретариат военных дел ЗУНР неоднократно пытался купить самолеты за рубежом, но безуспешно, и тогда галичане попросили помощи у правительства УНР. Сотник Петр Франко и его подчиненные посещали Восточную Украину с различными ходатайствами и предложениями. Лично он дважды летал в Проскуров, где с февраля 1919 г. располагался штаб авиации УНР и находились все ее части, и предлагал Симону Петлюре перевезти всю авиацию УНР в Проскуров и создать совместные с ЗУНР военно-воздушные силы.

Франко лично совершал боевые вылеты над оккупированным Львовом, бомбардировал польскую артиллерию и важные дороги. Его заслуги отметила и Директория - Петлюра присвоил воину Франко звание полковника армии УНР.

14 апреля 1920 года по решению правительства ЗУНР Франко отправился в Белград, как представитель ЗУНР в Международном Красном Кресте, где занимался вопросами освобождения военнопленных.

В Украину Франко смог вернуться лишь в 1922 году, где стал работать преподавателем в Коломыйской гимназии. В 1931 г. выехал в СССР, став старшим научным сотрудником Института прикладной химии в Харькове. Он известен как автор 36 зарегистрированных изобретений, преимущественно в области переработки молока.

В 1936 вернулся в Восточную Галицию, преподавал в гимназиях Львова и Яворова. Спустя некоторое время работал деканом товароведного факультета Украинского государственного института советской торговли во Львове и директором музея Ивана Франко.

Собирал фольклорно-этнографические материалы и писал рассказы. Автор учебника шведской разминки (зарядки), истории и теории движений; исторических рассказов; воспоминаний "Иван Франко вблизи", киносценария по повести "Борислав смеется" и др.

В 1940 году был избран депутатом Верховной рады УССР, в которой под принуждением зачитал решение о включении Западной Украины в СССР.

28 июня 1941 года, когда к Львову приближались войска вермахта, Петр Франко получает приказ на эвакуацию на восток и под стражей был сопровожден к поезду. По одной версии, в тот же день он был убит конвоем на станции Прошов под Тернополем при попытке к бегству.

По другим данным, погиб в то же лето в тюрьме НКВД. По данным расшифрованной телеграммы от 6 июля 1941 года, был арестован по указанию Никиты Хрущева, бывшего первого секретаря ЦК Коммунистической партии Украины, и после согласования с Берией, Маленковым и Молотовым должен был быть расстрелян.

Место захоронения Петра Франко до сих пор не установлено. Вписан он в память на склепе Франко-Галущаков на Лычаковском кладбище во Львове.

В 2005 году 7 бомбардировочная бригада Военно-Воздушных Сил Украины указом Президента Украины Виктора Ющенко получила имя Петра Франко.

Читайте также: Американские военные пилоты приземлились на Хмельнитчине

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook