Путем в Европу: Почему в Хмельницком годами тянется "нелетная погода"

На последней сессии областной совет внес изменения в программу поддержки коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий", однако без четкого ответа в очередной раз остался вопрос, что будет с аэродромом

Александр Калинер

Пока перспективы воздушной гавани, которая на заре независимости Украины отвечала всем международным нормам, окутаны тяжелыми облаками. Ведь аэропорт областного центра уже много лет не получает действующих сертификатов аэродрома и авиационной безопасности. Именно по этой причине коммунальное предприятие "Аэропорт Хмельницкий" два года назад и "пролетело" мимо государственной целевой программы развития аэропортов до 2023 года.

Сейчас на аэродроме разрушена взлетно-посадочная полоса, не работает светосигнальная система воздушного порта. Таким образом нынешняя областная власть получила от "домайдановских" предшественников "тяжелое наследство". А в прошлом году весной аэродром остался и без метеорологического оборудования - его передали Житомиру и Полтаве, там ведь полеты возобновили.

Несмотря на то, что депкорпус областного совета все же утвердил изменения в программу поддержки коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий", ни о каких полетах в ближайшей перспективе речь не идет, поскольку средства почти исключительно пойдут на выплаты долгов по зарплате бывшим работникам компании и просроченные выплаты в бюджет. Нынешний штат аэропорта состоит лишь из директора, бухгалтера и нескольких охранников.

По предварительным расчетам, на восстановление полетов в областном центре необходимо минимум 45 миллионов гривен. Чтобы привлечь такие средства, как свидетельствует европейский опыт, необходим частный инвестор. И хоть на Хмельнитчине создали координационный комитет по возобновлению деятельности главного аэропорта региона под руководством первого вице-спикера облсовета Неонилы Андрийчук, пока весомых результатов нет. Так, члены рабочей группы, в которую входят областные депутаты и чиновники, еще год назад планировали создать пошаговый бизнес-план на спасение аэропорта, однако община и до сих пор его не увидела.

В этом году весной о судьбе аэропорта говорили на форуме экономического развития Хмельницкого. Тогда мэр областного центра Александр Симчишин задекларировал, что озабочен судьбой аэродрома и готов принять аэродром из областной коммунальной собственности в городскую, чтобы сдвинуть процесс его спасения с мертвой точки. Впрочем, никакой конкретики по этому вопросу на форуме не прозвучало. А уже через месяц очередное заседание депутатской рабочей группы отвергло эту идею.

Чтобы наконец сделать реальные шаги для восстановления коммунального предприятия "Аэропорт-Хмельницкий", депутаты облсовета, позаимствовав опыт регионов-соседей, разработали ряд первоочередных мероприятий. По мнению народных избранников, в первую очередь нужно определиться с ценой на ремонт свето-сигнальной системы аэропорта и узнать о состоянии трансформаторов, проверить условия восстановления склада горюче-смазочных материалов, а также обследовать системы водоснабжения и стоков. Кроме того, члены рабочей группы решили пригласить на свое следующее заседание и потенциальных инвесторов из Китая - представителей корпорации SINOHYDRO Ltd, с которыми уже встречался губернатор Области Александр Корнийчук, чтобы услышать их предложения о возможном сотрудничестве. К тому же областной совет планирует обратиться ко всем авиакомпаниям, летающих по просторам Украины, чтобы наладить с ними партнерские отношения. Не лишним депутаты считают и вхождение коммунального предприятия в региональную программу повышения энергоэффективности Области на 2017-2021 годы.

К последней сессии облсовета спасатели аэропорта должны были подготовить видеопрезентацию о построении на его территории таможенных терминалов. Собственно, здесь необходимо упомянуть, что автором данной идеи является Николай Харкавый, который недавно "погорел" на взятке. Следовательно, не исключено, что и презентация "погорела" вместе с ним. Наверное, поэтому и очередные изменения в программу финансовой поддержки аэропорта депутаты на сессии встретили без энтузиазма.

"Сейчас мы вносим изменения в программу и ни в коем случае не выделяем средства. Мы принимаем изменения, чтобы иметь возможность двигаться дальше при поиске инвестора, когда получим предложения рабочей группы, потому что без "А" не может быть и "Б", - отметил спикер облсовета Михаил Загородный.

По программе, имущество аэропорта готовят к концессии. На погашение зарплатных и других долгов в этом году предусматривают свыше 3,3 млн грн из бюджета области. Однако будет ли что передавать в концессию иностранцам, если медлить, тоже является большим вопросом. Ведь на протяжении 2014-2016 годов "авиаторы", по заключению Госаудитслужбы, "разбазарили" почти 2 млн. грн. Также ревизоры обнаружили другие финансовые нарушения еще на 7,5 млн грн. В частности, неоформленные документы на земельные участки, а это может привести к потере еще почти шести гектаров территории аэродрома.

"Имеющееся оборудование, транспортные средства, сооружения и взлетно-посадочная полоса не пригодны для использования по назначению, средства на проведение их ремонта отсутствуют, что свидетельствует о полной неспособности коммунального предприятия вести хозяйственную деятельность", - резюмируют в заключении ревизоры.

Следовательно, пока у Хмельницкого аэропорта есть разве что отметка на карте. Авиарейсы из Хмельницкого не только в Европу, а и вообще куда-нибудь, в ближайшее время не предвидятся.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий