Путем в Европу: Почему в Хмельницком годами тянется "нелетная погода"
На последней сессии областной совет внес изменения в программу поддержки коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий", однако без четкого ответа в очередной раз остался вопрос, что будет с аэродромом
Пока перспективы воздушной гавани, которая на заре независимости Украины отвечала всем международным нормам, окутаны тяжелыми облаками. Ведь аэропорт областного центра уже много лет не получает действующих сертификатов аэродрома и авиационной безопасности. Именно по этой причине коммунальное предприятие "Аэропорт Хмельницкий" два года назад и "пролетело" мимо государственной целевой программы развития аэропортов до 2023 года.
Сейчас на аэродроме разрушена взлетно-посадочная полоса, не работает светосигнальная система воздушного порта. Таким образом нынешняя областная власть получила от "домайдановских" предшественников "тяжелое наследство". А в прошлом году весной аэродром остался и без метеорологического оборудования - его передали Житомиру и Полтаве, там ведь полеты возобновили.
Несмотря на то, что депкорпус областного совета все же утвердил изменения в программу поддержки коммунального предприятия "Аэропорт Хмельницкий", ни о каких полетах в ближайшей перспективе речь не идет, поскольку средства почти исключительно пойдут на выплаты долгов по зарплате бывшим работникам компании и просроченные выплаты в бюджет. Нынешний штат аэропорта состоит лишь из директора, бухгалтера и нескольких охранников.
По предварительным расчетам, на восстановление полетов в областном центре необходимо минимум 45 миллионов гривен. Чтобы привлечь такие средства, как свидетельствует европейский опыт, необходим частный инвестор. И хоть на Хмельнитчине создали координационный комитет по возобновлению деятельности главного аэропорта региона под руководством первого вице-спикера облсовета Неонилы Андрийчук, пока весомых результатов нет. Так, члены рабочей группы, в которую входят областные депутаты и чиновники, еще год назад планировали создать пошаговый бизнес-план на спасение аэропорта, однако община и до сих пор его не увидела.
В этом году весной о судьбе аэропорта говорили на форуме экономического развития Хмельницкого. Тогда мэр областного центра Александр Симчишин задекларировал, что озабочен судьбой аэродрома и готов принять аэродром из областной коммунальной собственности в городскую, чтобы сдвинуть процесс его спасения с мертвой точки. Впрочем, никакой конкретики по этому вопросу на форуме не прозвучало. А уже через месяц очередное заседание депутатской рабочей группы отвергло эту идею.
Чтобы наконец сделать реальные шаги для восстановления коммунального предприятия "Аэропорт-Хмельницкий", депутаты облсовета, позаимствовав опыт регионов-соседей, разработали ряд первоочередных мероприятий. По мнению народных избранников, в первую очередь нужно определиться с ценой на ремонт свето-сигнальной системы аэропорта и узнать о состоянии трансформаторов, проверить условия восстановления склада горюче-смазочных материалов, а также обследовать системы водоснабжения и стоков. Кроме того, члены рабочей группы решили пригласить на свое следующее заседание и потенциальных инвесторов из Китая - представителей корпорации SINOHYDRO Ltd, с которыми уже встречался губернатор Области Александр Корнийчук, чтобы услышать их предложения о возможном сотрудничестве. К тому же областной совет планирует обратиться ко всем авиакомпаниям, летающих по просторам Украины, чтобы наладить с ними партнерские отношения. Не лишним депутаты считают и вхождение коммунального предприятия в региональную программу повышения энергоэффективности Области на 2017-2021 годы.
К последней сессии облсовета спасатели аэропорта должны были подготовить видеопрезентацию о построении на его территории таможенных терминалов. Собственно, здесь необходимо упомянуть, что автором данной идеи является Николай Харкавый, который недавно "погорел" на взятке. Следовательно, не исключено, что и презентация "погорела" вместе с ним. Наверное, поэтому и очередные изменения в программу финансовой поддержки аэропорта депутаты на сессии встретили без энтузиазма.
"Сейчас мы вносим изменения в программу и ни в коем случае не выделяем средства. Мы принимаем изменения, чтобы иметь возможность двигаться дальше при поиске инвестора, когда получим предложения рабочей группы, потому что без "А" не может быть и "Б", - отметил спикер облсовета Михаил Загородный.
По программе, имущество аэропорта готовят к концессии. На погашение зарплатных и других долгов в этом году предусматривают свыше 3,3 млн грн из бюджета области. Однако будет ли что передавать в концессию иностранцам, если медлить, тоже является большим вопросом. Ведь на протяжении 2014-2016 годов "авиаторы", по заключению Госаудитслужбы, "разбазарили" почти 2 млн. грн. Также ревизоры обнаружили другие финансовые нарушения еще на 7,5 млн грн. В частности, неоформленные документы на земельные участки, а это может привести к потере еще почти шести гектаров территории аэродрома.
"Имеющееся оборудование, транспортные средства, сооружения и взлетно-посадочная полоса не пригодны для использования по назначению, средства на проведение их ремонта отсутствуют, что свидетельствует о полной неспособности коммунального предприятия вести хозяйственную деятельность", - резюмируют в заключении ревизоры.
Следовательно, пока у Хмельницкого аэропорта есть разве что отметка на карте. Авиарейсы из Хмельницкого не только в Европу, а и вообще куда-нибудь, в ближайшее время не предвидятся.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий