Проект бюджета-2018: Чего боятся на местах

В "Ассоциации городов Украины" проанализировали проект главной сметы государства

Depo.
17 октября 2017 08:38
ФОТО: depo.ua

Аналитики Всеукраинской ОО "Ассоциация городов Украины" детально вычитали эти документы и сделали выводы относительно того, какие изменения они смогут принести в жизнь теробщин.

Как резюмируют специалисты, продолжается перекладывание на местные бюджеты дополнительных финансовых нагрузок. Покрывая эти расходы из бюджетов развития, общины не будут иметь возможности реализовывать социальные программы, инфраструктурные проекты, повышать уровень экономического развития.

На уровень местных бюджетов передается финансирование льгот населению за жилищно-коммунальные услуги, а это - дополнительная нагрузка более 7 млрд грн. плюс погашение задолженности за прошлые года - около 8 млрд грн.

Местным бюджетам надо будет покрывать возмещение транспортным компаниям за перевозку льготных категорий граждан, поскольку соответствующую субвенцию из госбюджета не предусматривают. Здесь дополнительная нагрузка составляет около 2,5 млрд грн.

Будут расти в проекте и изъятия из местных бюджетов с 50% до 80% в государственный бюджет в виде реверсной дотации. Такое изменение формулы выравнивания снизит мотивацию общин к наращиванию доходной базы и несет риск значительного уменьшения финансового ресурса налогоплатежных местных бюджетов.

Достаточно проблематичным выглядит финансирование образования и здравоохранения.

Образовательная субвенция, которая составляет 61,2 млрд грн., увеличена на 16,5% по сравнению с 2017 годом, в то время, когда правительство заложило увеличение заработных плат педагогических работников на 25%. Недофинансирование образовательной субвенции - 4,5 млрд. грн.

Объем медицинской субвенции предполагается уменьшить на 4,5 млрд грн. в связи с медреформой, это при недофинансировании отрасли на 30%. Недофинансирование медицинской субвенции - 7 млрд. грн.

За местными бюджетами оставлены все расходы, кроме оплаты труда педагогических работников в общеобразовательных учреждениях и расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей учреждений здравоохранения.

Предусмотрена дополнительная дотация на содержание учреждений образования и здравоохранения в 16,5 млрд грн., но только областным бюджетам без определения механизма распределения между местными бюджетами ОТО и городам областного значения. То есть, распределение рискует перейти в ручной режим.

Также предполагается финансирование из местных бюджетов вузов I-II уровней аккредитации (техникумы, колледжи, училища). В образовательной субвенции заложены средства на финансирование профессионально-технических учебных заведений. За городами-областными центрами оставлено финансирование ПТУ, при этом не предусмотрена передача этих учреждений в коммунальную собственность.

Оставлено право направлять остатки средств образовательной субвенции на обновление материально-технической базы учебных заведений, но не предусмотрена возможность направлять средства образовательной и медицинской субвенций на капитальные расходы, что ограничивает проведение капитальных ремонтов, достройки, реконструкции заведений.

Субвенция на развитие инфраструктуры ОТО предусмотрена в проекте бюджета в объеме 1,9 млрд грн. (около 500 грн. на 1 сельского жителя), хотя должна составлять 2,7 млрд грн. (минимально необходимый объем из расчета 763 грн. на одного сельского жителя; в 2017 г. ожидается создание порядка 660 общин с общей численностью жителей 3, 543 млн). Существует потребность в дополнительных 0,8 млрд грн.

Государственный фонд регионального развития определен в объеме 8,1 млрд грн. (соответствует требованиям Бюджетного кодекса), но не предусматривает субвенции на социально-экономическое развитие.

Стабилизационная дотация, говорят аналитики, заложена в объеме 1,7 млрд грн., но этих средств не хватит на урегулирование насущных проблем общин - минимальная потребность 2 млрд грн.

Предусмотрена дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов вследствие предоставленных государством налоговых льгот по уплате земельного налога субъектам космической деятельности и самолетостроения (273 млн грн.), но не предусмотрены средства Минобороны для уплаты земельного налога или соответствующий компенсационный ресурс местным бюджетам. При том, что на 2018 и 2019 годы оставляют действующий механизм зачисления акцизного налога с производства и импорта нефтепродуктов (13,44%), изъята норма о зачислении в бюджеты местного самоуправления поступлений акцизного налога не менее объема прошлого года.

Дополнительный источник поступлений местных бюджетов - часть платы за выдачу лицензии на деятельность по выпуску лотерей предусмотрена только для города Киева.

Есть вероятность, что местное самоуправление столкнется с рядом проблем:

- не предусмотрено урегулирование вопроса среднесрочных займов, которые предоставлялись местным бюджетам на выполнение делегированных полномочий;

- нет механизма покрытия потерь местных бюджетов вследствие принятия решения НКРЭКУ, относительно повышения в тарифов на электроэнергию для внешнего освещения населенных пунктов и городского электротранспорта.

В "Ассоциации городов Украины" опасаются, что местные бюджеты получают полномочия, а финансирование их не предвидится.

Напомним, правительство обещает в бюджете-2018 рекордные доходы с ростом в 15% и трансформировать результаты экономического роста в повышение уровня жизни украинцев.

А 15 сентября правительство утвердило госбюджет-2018 с ростом ВВП в 3% и инфляцией 7%. 18 сентября проект сметы опубликована на сайте Верховной Рады.

Больше о событиях Хмельнитчины читайте на Depo.Хмельницкий

Следите за нашими новостями в соцсетях и присоединяйтесь к нашим группам в Фейсбук и Твиттере