С китайским приветом: Когда на дороги Хмельнитчины вернется асфальт
Аварийный ямочный ремонт, который "поглощает" миллионы гривен, держится на дорогах только один год - такова его гарантийная пригодность. Обеспечить нормальное качество автодорог может только капитальное восстановление
Фактически 90% всех дорог области требуют ремонта. Причиной тому - изношенность, ведь срок годности их истек давно, поскольку построены они еще в послевоенный период.
В целом по территории Области проходит более двух тысяч километров автодорог местного и государственного значения.
Аварийный ямочный ремонт, на который в основном выделяли деньги в последние годы, предусматривает восстановление только тех участков, которые являются опасными и могут привести к аварийности. Как говорит начальник Службы автомобильных дорог в Хмельницкой области Петр Гнидюк, в этом году уже посчитали, сколько придется ремонтировать в первую очередь в области. Только на государственных дорогах М-12, Н-03, Н-02, Н-25 - более 26 тысяч кв. м. ямочности.
Уже выбраны для этого и вероятные подрядчики, и доведено до каждого задание. На ремонтах применяют новую технологию с использованием холодной асфальтобетонной смеси, с которой можно работать даже при низких температурных показателей.
"Основные факторы, которые влияют на разрушение автодорог - это перепады температур и грузовые перевозки. Из-за колебания температуры воздуха, переувлажнения дорожного полотна и других погодно-климатических факторов асфальтобетонное покрытие испытывает значительные деформации и разрушения", - говорит Петр Гнидюк. И больше всего он сетует на перегруженные тяжеловозы: "Дороги Хмельнитчины очень портят грузовые автомобили, которые не соблюдают правила перевозки грузов. Мы фиксировали нарушителей, которые перевозили от 110 до 150 тонн груза при норме 40 тонн (24 тонн в летний период). Это наши рекордсмены. Обычно, такие нарушения совершают водители зерновозов".
Гнидюк говорит, что основные грузы должны были бы идти через железную дорогу, однако это почему-то не работает. Затем глава дорожного ведомства возлагает надежду на то, что просто в дорожное покрытие, то есть при обустройстве путей, будут монтировать весовые комплексы.
Денег "в пути" уходит немало. В этом году планируется потратить 224,2 миллиона на текущий и мелкий ремонт автодорог. На капитальный и средний ремонт почти втрое больше - 600 миллионов гривен. Еще почти 23 млн грн потратят на дорожное покрытие. Отдельно требует ремонта и ряд мостов, которые тоже послевоенные и находятся в предаварийном состоянии. В 2019 году их подлатают на 12 млн грн.
В Службе автодора области надеются, что в течение года еще дополнительно получат на капитальные и средние ремонты 600 млн грн.
По словам руководителя Службы автодорог области, в прошлом году ямочный ремонт и подобные работы "съели" 166 млн грн. Поскольку такое латание имеет годичную гарантию, не удивительно, что каждый год ситуация выглядит крайне непривлекательной после зимы.
Бывают и случаи, когда подрядчики попадаются недобросовестные. К примеру, участок дороги Каменец-Подольский - Старая Ушица переделывали. Делалась дорога в непогоду и с браком, подрядчика заставили за свои более чем 3 млн грн по-новому положить асфальт.
Еще одна проблема, как не странно - недостаток щебня. Не хватает его катастрофически. К примеру, миллион кубометров щебня надо только на 40 км летичевской дороги - отрезок М-12, который является частью путепровода GО Highway. Да и сама дорога стала головной болью для областных автодоровцев. А правильнее сказать, не она, а китайская компания "Синьцян Коммьюникейшнз Констракшн Групп Ко. Лтд", которая согласно контракту с Мировым банком, на этом участке автодороги выполняет работы по обустройству дорожного полотна. Точнее, должна была бы выполнять. В течение всего прошлого года их заставляли приступить к работе и подгоняли, однако ситуация оказалась патовой. И в конце концов китайским подрядчикам поставили ультиматум: если до 31 марта они не начнут работы по ремонту 40-километрового отрезка дороги М-12 - от Голоскова до границы с Виннитчиной - с ними расторгнут контракт.
"Укравтодор" и китайская компания подписали контракт на ремонтные работы еще осенью позапрошлого года. Да и GО Highway позиционируют как имиджевый проект государства, однако "тормозит" он серьезно и, конечно, не добавляет Украине того самого имиджа. К тому же, это первый случай, когда в рамках проектов дорожной отрасли в Украине работы финансируются за счет международных финансовых организаций (МФО). Будущий путепровод как проект рассчитан был на 18 месяцев. По самым оптимистичным прогнозам, он должен в полной мере заработать к началу 2020 года, но, похоже, уже не суждено.
"Китайцы очень хотели выиграть этот тендер и "согласились" на такую цену, которая просто делает невозможной их работу. Им надо просто вкладывать собственные средства, чтобы переиграть тендер и увеличить цену. Такое решение может принять только Всемирный банк, который финансирует эти работы. Срок же их контракта истекает 31 декабря 2019 года," - с болью констатирует Гнидюк. И добавляет, что они обещают все же начать работы на следующей неделе и будут работать круглосуточно.
А пока дорожники латают ямки. С начала 2019 года, подрядчикам Службы автодорог удалось ликвидировать более 6 тысяч квадратных метров ямочности. Ежедневно на автодорогах области работает 30 бригад ремонтников.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий