Черная-черная пятница: Как вернуть неудачно приобретенный товар

Специалисты Госпродпотребслужбы советуют что делать в случае покупки неудачно приобретенного товара

Евгений Гениуш

Украина присоединилась к мировой традиции празднования "черной пятницы" и "киберпонедельника". В последнюю неделю ноября появляются множество рекламных объявлений о невероятных скидках. О том, как поступить в случае необходимости вернуть купленное, рассказывают специалисты Госпродпотребслужбы области, передает Depo.Хмельницкий.

Существует закон "О защите прав потребителей", но не каждый пользуется всеми принадлежащими нам правами. Во многих случаях можно вернуть приобретенную вещь в магазин, но не все товары возьмут обратно, даже если они не распакованы.

Какие товары можно вернуть в течение 14 дней

В действительности срок в две недели дается на возврат товаров надлежащего качества, а те, которые оказались неисправными или сломались после приобретения можно обменивать (отдавать в ремонт), пока действует гарантия.

Что такое товар должного качества

Нужно понимать, что вещь, которую хотите вернуть продавцу, снова окажется в продаже, поэтому она должна сохранить товарный вид. То есть вернуть можно только то, чем не пользовались, в "родной" упаковке, с пломбами, ярлыками. Такие условия предусматривает ст. 9 Закона "О защите прав потребителей".

Вернуть товар, которым вы пользовались нельзя, кроме случаев, когда он бракованный. Следовательно, потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению.

Любые промышленные товары можно обменять в течение 14 дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не заявлен продавцом. Можно также обменять товар, доплатив или получив разницу в цене. Если на момент обмена аналогичного нет в продаже, потребитель имеет право либо приобрести какие-либо другие с перерасчетом стоимости, либо забрать свои деньги. Можно дождаться обмена товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего в продажу. Продавец обязан сразу об этом сообщить покупателю. Если же хотите получить обратно свои деньги, расчеты производятся исходя из стоимости товара на время его покупки. Деньги возвращаются потребителю в день расторжения договора или в другой срок по договоренности сторон, но не позднее семи дней.

Вернуть или обменять товар можно, если:

- у вас есть кассовый или товарный чек;

- товар не использовался и сохранился в том виде, в каком его покупали;

- прошло менее 14 дней с момента приобретения;

- товар не указан в Перечне товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату), утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.1994 №172.

Какие товары нельзя возвращать

В настоящее время потребители должны руководствоваться Утвержденным Перечнем Кабмином еще в 1994 году. Речь идет о товарах надлежащего качества, которые нельзя возвращать:

- продовольственные товары

- лекарственные препараты

- предметы личной гигиены

- товары для новорожденных

- некоторые категории детских игрушек

- ткани, которые продаются метрами

- ковровые изделия, которые продающиеся метрами

- скатерти и клеенки, которые продают метрами

- нижнее белье

- постельное белье

- печатные издания

- пиломатериалы

- инструменты для маникюра

- ювелирные украшения

Как вернуть товар ненадлежащего качества

В Законе Украины "О защите прав потребителей" есть раздел, который посвящен товарам ненадлежащего качества. Согласно документу, в случае ненадлежащего качества товара, продавец должен пропорционально уменьшить его цену для покупателя, устранить недостаток, обменять на товар надлежащего качества без доплат, возместить деньги на устранение недостатка или вообще вернуть деньги.

Основанием для таких действий является чек, расчетный документ или гарантия (технический паспорт товара, содержащий данные о дате приобретения и гарантийном сроке). Возврат товара ненадлежащего качества также должен состояться в течение 14 дней с момента приобретения или по гарантии.

Следует обратиться к продавцу, информировать о товаре ненадлежащего качества и документах на него. Продавец должен принять некачественный товар. Если товар крупногабаритный (от пяти килограммов) – доставку должен оплатить продавец. Кстати, подобная норма действует и для онлайн-магазинов.

В случае, если речь идет об электротехнике или бытовых устройствах, продавец производит проверку, по чьей вине возник недостаток. Покупатель имеет гарантированное право участвовать в проверке товара.

Экспертиза должна быть устроена в течение трех рабочих дней с момента получения товара ненадлежащего качества покупателем.

Если вина продавца доказана, то покупатель имеет право:

- требовать возврат средств за товар ненадлежащего качества;

- требовать замену товара ненадлежащего качества;

- требовать ремонт товара ненадлежащего качества (в течение 14 дней неисправности должны быть устранены – ред.).

Если экспертиза доказала вину покупателя, то за такой товар продавец не несет ответственности. Компания или магазин могут предложить сервисный ремонт за деньги покупателя. Также продавец имеет право требовать возмещения со стороны покупателя  экспертизы и доставки товара, если таковая осуществлялась за средства продавца.

Покупатель может оспорить результаты гарантийной экспертизы в судебном порядке.

Можно ли вернуть товар из распродажи

Да, конечно, товар из распродажи можно вернуть. Руководствоваться нужно обычными правилами, действующими при возврате товаров надлежащего и ненадлежащего качества. Если все требования соблюдены, то вы получите за товар ровно столько, сколько заплатили при распродаже, что должен подтверждать товарный чек.

Как вернуть товар, приобретенный за границей

Все зависит от страны, где приобретен товар, и от ее законов. Лучше перед тем, как приобрести товар в заграничном онлайн-магазине, ознакомиться с правилами возврата. Чаще всего такая информация размещена в самом низу стартовой страницы или в соответствующих вкладках сверху.

Множество магазинов предлагают гарантию, которой можно воспользоваться, если в вашем регионе есть официальный представитель компании. Практика показывает, что вернуть не подошедшую вещь, но надлежащего качества, не так уж просто. Придется много общаться с иностранным продавцом, оплачивать самостоятельно доставку и так далее. В случае, если приобретен товар ненадлежащего качества – немного легче.

Если речь идет о приобретении одежды, то в большинстве своем правила возврата похожи на украинские. Но, например, в США вернуть можно все. Это может быть лифчик, трусы, косметика, подарок от бабушки. Главное иметь чек, даже бирка не нужна. Нельзя вернуть только товар, который шел в качестве подарка в акции типа "купи 2, получи третий в подарок". Скажу больше, если вы приобрели товар, а через несколько дней увидели на него скидку, можете потребовать и скидку на свой уже купленный товар. Магазин может дать разницу деньгами, а может предложить купон или скидку на следующий.

Также в европейских магазинах всегда положат чек и уверят, что вещь можно обменять или вернуть. Главное сразу спросить, сколько дней у вас есть и на какие группы товаров условия возврата не распространяются.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий